Тема номера
6
Кайдзен по-сибирски
Дивизион ТБМ-Сибирь начал свою работу в 2006 году.
Однако к 2008 году в дивизионе начались сложности,
связанные с неэффективным управлением ресурсами
подразделения. В этой ситуации, внедрение бережливых
проектов и переход к философии кайдзен стал для дивизиона
спасательным кругом, который позволил не просто
удержаться на плаву, а стать крепкой опорой для дальнейшего
развития структурного подразделения Компании.
О текущем положении дел и новых бережливых проектах
в ТБМ-Сибирь мы поговорили с Виталием Малишевским,
директором дивизиона.
Когда в дивизионе ТБМ-Сибирь
началось внедрение кайдзен-
проектов? Что это были за проек-
ты?
Я пришел в ТБМ-Сибирь в 2011
году. К тому времени здесь уже было
реализовано несколько кайдзен-
проектов: по складу на РРЦ и по до-
ставке клиентам в Красноярске и Но-
восибирске.
В том же году был запущен кайд-
зен-проект по бережливой бухгал-
терии, проводимый по инициативе
штаб-квартиры Компании. Филиал
в Красноярске стал испытательной
площадкой, а куратором проекта –
Наталья Файзрахманова, главный
бухгалтер дивизиона.
К 2011 году ТБМ-Сибирь находил-
ся в сложном финансовом положе-
нии, и одним из шагов по выходу из
этой ситуации стал проект по управ-
лению затратами. Отмечу, что про-
ект охватывал все виды хозяйствен-
ной деятельности: тендеры, аренду,
анализ поиска прибылей и допол-
нительных доходов. Курировала на-
правление работы Клавдия Пиль-
чукова, руководитель финансовой
службы дивизиона.
Тогда же, в 2011 году, мы внедрили
и проект по бережливой доставке.
Фактически, был перенесен опыт Ки-
ровского филиала по рейсовой до-
ставке в город-миллионник. Однако
сложность реализации проекта со-
стояла в том, что в большом городе
сложно предсказать время возврата
машины. Поэтому мы ввели иную ло-
гистическую схему, когда транспорт-
ная компания отправляет новую ма-
шину под каждую нашу доставку.
Сейчас мы пришли к тому, что
полностью отказались от собствен-
ного грузового автопарка и работа-
ем только с транспортными компа-
ниями. В результате мы можем не
только вовремя привезти товар, но и
подстроиться под «складские» усло-
вия Клиента.
По совокупности затрат наемный
транспорт выходит дешевле, чем
собственный автопарк. Кроме того,
часть работы по общему документо-
обороту транспортная компания бе-
рет на себя.
Говоря о кайдзен-проектах, я хочу
отдельно упомянуть Максима Са-
башкина, нашего дивизионального
кайдзен-менеджера. На мой взгляд,
это один из сильнейших кайдзен-ме-
неджеров Компании. Максим при-
шел в ТБМ продукт-менеджером, а
после, отучившись в Кайдзен-инсти-
туте, работал в штаб-квартире Ком-
пании. Вернувшись в Новосибирск,
он координирует все кайдзен-проек-
ты, как внутри дивизиона, так и про-
екты наших Клиентов.
Работы по внедрению методов
бережливого производства нача-
лись в дивизионе раньше, чем по-
явилась штатная должность кайд-
зен-менеджера. Что изменилось
с его приходом?
Роль Максима – это развитие
идеологии и философии кайдзен.
Кайдзен-менеджер – это тренер, ко-
торый на первоначальном этапе по-
могает людям овладеть инструмен-
тами кайдзен, научиться работать в
группах и быть лидерами.
Сейчас от отдельных кайдзен-про-
ектов мы перешли к созданию и ор-
ганизации рабочих групп. Пока их
работа охватывает не 100% деятель-
ности дивизиона, но по всем ключе-