Достижения ТБМ
10
Система обучения TWI: опыт внедрения в ТБМ
Согласно одной из корпоративных ценностей: «Мы постоянно развиваемся
и помогаем развиваться другим», – Компания ТБМ уделяет большое внимание
организации процесса обучения своих сотрудников, постоянно совершенствуя его
и внедряя новые подходы к обучению.
Успешные практики в области обучения ТБМ черпает из опыта передовых
компаний. Так, например, компания «Тойота» является для ТБМ бесценным
источником идей в области не только бережливого производства, непрерывного
совершенствования, корпоративной культуры, но и в области подбора,
обучения и развития персонала. В «Тойоте» выстроен целый поток создания
квалифицированных кадров. Большую роль в процессе подготовки сотрудников
играют стандартизированные системы обучения. Одной из таких систем
является Training Within Industry (TWI), что в переводе означает «Система обучения
на производстве».
TWI начала формироваться еще
в 40-х годах прошлого века в США во
время Второй мировой войны, ког-
да от производственных предпри-
ятий требовались высокая произво-
дительность труда и существенный
прирост объемов выпуска готовой
продукции.
Основатели системы понимали
важность правильного обучения
на производстве, ведь неправильно
обученные работники способствуют
излишним производственным за-
тратам времени, материалов, ин-
струмента, поэтому дешевле пра-
вильно обучать работников с самого
начала.
В полном объеме система TWI ох-
ватывает организацию работы со-
трудника в нескольких направле-
ниях: и его ускоренное обучение
правильно выполнять необходимые
операции, и его адаптацию в новом
коллективе, и позитивное влияние
на его работу непосредственного ру-
ководителя, и вовлечение сотрудни-
ка в непрерывное совершенствова-
ние операций, которые он выполняет.
Методика TWI включает в себя 4
блока:
рабочий инструктаж;
методы работы;
рабочие отношения;
разработка программ обучения.
Более подробно с данной си-
стемой обучения нам удалось по-
знакомиться на семинаре Сергея
Смирнова по TWI, который проходил
в рамках IV Международной конфе-
ренции «Бережливое производство
в оконном бизне-
се», организован-
ной ТБМ в апреле
2014
года, а так-
же при изучении
книги Д.Лайкера
и Д.Майера «Та-
лантливые
со-
трудники. Воспи-
тание и обучение людей в духе дао
Toyota».
После обсуждения было принято
решение апробировать данную ме-
тодику обучения в ТБМ, начав с вне-
дрения рабочего инструктажа.
Рабочий инструктаж – это методи-
ка быстрого обучения сотрудников
тому, как выполнять операцию пра-
вильно, осознанно и не подвергая
себя опасности.
Основой
рабочего инструктажа
является описанная схема рабочего
процесса, в которой рабочий про-
цесс разбит на основные этапы, а у
каждого этапа выделены ключевые
аспекты и объяснены причины их
выделения. По данному конспекту
и осуществляется рабочий инструк-
таж.
Сам рабочий инструктаж прово-
дится в 4 этапа:
1
этап - Подготовка ученика
Создайте непринужденную ат-
мосферу.
Выясните, что работник уже зна-
ет о работе.
Заинтересуйте его в обучении.
Правильно определите место
ученика во время занятия.
2
этап – Ознакомление с опера-
цией (4 раза)
1.
Покажите выполнение опера-
ции.
2.
Покажите выполнение опера-
ции, озвучивая основные этапы.
3.
Покажите выполнение опера-
ции, озвучивая основные этапы
и выделяя ключевые аспекты.
4.
Покажите выполнение опера-
ции, озвучивая основные этапы, вы-
деляя ключевые аспекты и объясняя
причины их выделения.
3
этап – Пробное выполнение
операции (4 раза)
1.
Ученик выполняет операцию,
не комментируя свои действия.
2.
Ученик выполняет операцию, на-
зывая основные этапы.
3.
Ученик выполняет операцию,
называя основные этапы и выделяя
ключевые аспекты.
4.
Ученик выполняет операцию,
называя основные этапы, выделяя
ключевые аспекты, объясняя причи-
ны их выделения.
4
этап – Проверка
Предоставьте ученику самосто-
ятельность, при этом периоди-
чески проверяя, как у него идут
дела.
Всегда поддерживайте ученика.
Объясните, к кому можно обра-
щаться за помощью, поощряйте
вопросы.
Постепенно сокращайте объем
наставнической помощи и кон-
троля.
После такого обучения ученик
не только знает, как осуществляет-